Что такое код-шеринг (code-share)? - Low Cost Эксперт

Тема 3.1. Виды чартеров и особенности договорной работы при организации чартерных перевозок. Наиболее распространённые виды чартерных перевозок

Чартер (англ. charter — зафрахтованное судно) — это ком­мерческий рейс, специально зафрахтованный для перевозки путеше­ственников по определенному маршруту в определенный период вре­мени.

Чартерные перевозки могут быть организованы на внутренних и на международных линиях как по уже разработанным регуляр­ным, так и по новым маршрутам.

- осуществления перевозок своих сотрудников с деловыми или иными целями, для доставки туристов к местам отдыха;

- спортсменов и болельщиков — в места проведения спортивных мероприятий;

- молодежи и школьников — с целью реализации экскурсионно-развлекательных программ;

- верующих — в центры паломничества;

- конгрессменов — на проведение съездов и конференций и т.д.

В связи с этим в мировой практике различают ряд коммерческихразновидностей чартеров.

Закрытый чартер. Его особенностью является то, что за перевозку своих сотрудников полностью платит организация, покупа­ющая чартер. Как правило, маршруты таких перевозок не входят в регулярные воздушные линии. Закрытый чартер в общем объеме чартерных рейсов занимает незначительный процент.

Целевой чартер. Это перевозка специализированных групп пас­сажиров, объединенных какой-либо целью: футбольные болель­щики, спортсмены, летящие на крупные международные сорев­нования; члены профессиональных ассоциаций, участники фес­тивалей, паломники и т. п. Заказчиком чартера является соответ­ствующая организация, которая частично может оплатить своим членам перевозку.

Инклюзив-тур чартер. Как правило, это перевозка туристов, организованная и оплаченная турфирмой. При этом стоимость билета включается в стоимость тура. Перелет в таком случае обхо­дится туристам достаточно дешево, поскольку цена авиабилета при авиачартере на 30 —50 % ниже по сравнению с самыми деше­выми льготными тарифами. Инклюзив-тур чартер и целевой чар­тер являются наиболее распространенными видами авиаперево­зок на чартерном рынке.

Блок-чартер. Этот вариант предполагает покупку заказчиком только части коммерческой емкости самолета (20 — 30 мест) на регулярном рейсе. При этом оплата осуществляется, как правило, завесь блок мест независимо от того, будут использованы все купленные места или нет. Блок-чартер используется обычно в том случае, если у турфирмы недостаточно туристов, чтобы арендо­вать самолет полностью.

Договор на квоту мест между турфирмой и перевозчиком может носить «жесткий» или «мягкий» характер. При «жесткой» квоте мест фирма не имеет права отказаться от нереализованных заявленных мест, и в этом случае она несет фи­нансовые убытки. Если договор заключен по «мягкой» схеме, то авиакомпания устанавливает предельный срок, до которого тур-агент может отказаться от квоты заявленных мест или ее части. При таком варианте перевозчик оставляет за собой право прода­жи этих мест другим своим клиентам.

Блок-чартер не всегда выгоден авиакомпаниям, поскольку про­дажа авиабилетов в этом случае идет по более низкой цене, чемобычно. Однако в разгар сезона, когда спрос на билеты высок, перевозчики стараются не отказывать турфирмам в такой услуге.

Нецелевой чартер. Он представляет собой перевозку, при кото­рой группа авиапассажиров подбирается вне зависимости от цели путешествия. Организатором такого вида перелета может быть ка­кая-либо транспортная компания, выступающая как посредник при пассажирских перевозках из одного пункта в другой.

Напри­мер, Московская туристская транспортная компания (МТТК), созданная в мае 1999 г., представляет собой крупную фирму-консолидатор, которая занимается организацией такого вида перево­зок. Она предлагает услуги пользователям чартеров, сотрудничая с двумя авиакомпаниями — «Авиаэнерго» и «Пулково».

Сплит-чартер. Относится к наиболее сложному виду перевоз­ки пассажиров, которая осуществляется регулярными и нерегу­лярными рейсами на разных участках маршрута. При этом в фор­мируемую группу могут входить пассажиры, направляющиеся в разные конечные пункты.

В зависимости от условий использования самолета чартеры мож­но разделить на несколько видов: разовый чартер, тайм-чартер и чартерная цепь.

Приразовом чартере самолет доставляет туристов в пункт на­значения и тут же улетает обратно. Если рейс запланирован «туда — обратно», то через какое-то время самолет должен прилететь за туристами, чтобы забрать их в первоначальный пункт отправле­ния. При такой перевозке фрахтователь воздушного судна заказывает полеты на определенные даты и в эти даты авиакомпания обязана предоставить воздушное судно для выполнения чартер­ного рейса. В остальное время перевозчик использует этот самолет в соответствии со своими планами.

Разовые чартеры используются довольно редко, поскольку они требуют слишком больших затрат на топливо. Количество авиа­топлива, необходимое для перелета, зависит от его маршрута и типа воздушного судна. Цена керосина колеблется в разных стра­нах от 250 до 500 $ США за тонну. Естественно, закупать топливо на холостые прогоны самолета (после высадки туристов самолет летит обратно, как правило, пустым и пустым же возвращается за ними) крайне невыгодно.

Тайм-чартер предполагает фрахтование воздушного судна на определенный период времени. При этом после доставки пасса­жиров из одного пункта в другой самолет не улетает обратно, а остается в аэропорту прилета на все время пребывания туристов в пункте назначения. Иногда тайм-чартер называют «разовый с отстоем».

Тайм-чартер выгоден заказчику в том случае, если время пребывания туристов в дестинации не слишком велико (от 1 — 2 дней до недели). При этом заказчик оплачивает время использо­вания самолета, исходя из стоимости летного часа и стоимости простоя самолета, несет дополнительные расходы на стоянку воз­душного судна в аэропорту, оплачивает содержание и размеще­ние экипажа, а в некоторых случаях — и издержки перевозчика за снятие лайнера с регулярного рейса.

Какой вид чартерного рейса выбрать — с отстоем или без, — решает турфирма, исходя, глав­ным образом, из финансовых интересов. Перевозчику же в боль­шинстве случаев (при наличии достаточного парка машин) вы­годны все разовые чартеры, так как он сразу получает гарантиро­ванную плату за всю перевозку независимо от степени загружен­ности рейса.

Чартерная цепь представляет собой вид чартера, при котором самолет с регулярной периодичностью совершает чартерные пе­ревозки в один (или несколько) пунктов назначения по челноч­ной схеме «туда—обратно». При этом одну группу туристов он отвозит, а другую забирает. Такие чартерные рейсы называют еще чартерными на регулярной основе, поскольку по своей сути они близки к регулярным перевозкам.

Организовывать чартерные цепи выгодно в сезон массовых пе­ревозок, связанных с отдыхом туристов. При этом непроизводи­тельными затратами являются только первый и последний рейсы воздушного судна (когда самолет возвращается пустым после до­ставки первой группы туристов и летит пустым за последней груп­пой).

Расходы на холостые прогоны воздушного судна турфирма рас­пределяет между всеми звеньями цепочки. Поэтому чем длиннее сама чартерная цепь и чаще перелеты, тем меньше будут затраты турфирмы на перевозку пустых мест и тем дешевле будет обходиться туристам перевозка. Чартерная цепь, как правило, органи­зуется на период времени 4 — 5 мес. с частотой рейсов 1 — 2 раза в неделю, реже — один раз в 10— 14 дней.

После окончания каждого челночного рейса чартерной цепи воздушное судно используется авиакомпанией по своему усмот­рению, но к моменту совершения нового перелета оно должно быть предоставлено заказчику в аэропорт отправления. Ответствен­ность за своевременную доставку самолета в пункт начала чартер­ного рейса перевозчик берет на себя, при этом перегоны лайнера могут быть холостыми или загруженными — этот вопрос решает для себя сама авиакомпания.

Соглашение о взаимных воздушных перевозках "Интерлайн /InterlineAgreement"

Эти соглашения содержат взаимное обязательство сторон признавать перевозочные документы, выданные одной стороной для перевозок по линиям другой стороны и порядок расчетов за такие перевозки. Соглашения содержат определения основных терминов, необходимых для их правильного понимания и применения, порядок уведомления о возможных претензиях в связи с перевозками, выполняемыми в соответствии с этими соглашениями.

Каждая сторона отвечает по претензиям, вытекающим из перевозок по ее линиям, а если установить, на чьих линиях имела место неисправность при перевозке не представляется возможным, ответственность распределяется между сторонами пропорционально суммам доходов, полученных за соответствующую часть перевозки по своим линиям.

За услуги, предоставляемые сторонами; друг другу по выдаче перевозочных документов, а, следовательно, за привлечение загрузки на линии партнера, предусматривается выплата комиссионных. Размер комиссионных определяется ИАТА как ставки вознаграждения за предоставление соответствующих услуг (от 3% до 9%).

Валюта расчетов, возможное применение курсов валют и другие вопросы расчетов определяются в каждом соглашении применительно к условиям расчетов, действующим между РФ и соответствующими странами.

Интерлайн-соглашение

Соглашение о генеральном агенте заключается АК в дополнение к соглашению "Интерлайн" между авиакомпаниями, эксплуатирующими договорные линии. Соглашение предусматривает взаимное назначение его сторонами (авиакомпаниями) генеральными агентами друг у друга на определенных в соглашении территориях.

Генеральный агент представляет интересы назначившей его авиакомпании на соответствующей территории, используя всю сеть своих агентов на этой территории для продажи перевозок на линии перевозчика, рекламы его деятельности, выполнения других предусмотренных соглашением видов обслуживания, в том числе, обеспечивает содействие по связи с местными властями и организациями.

В соглашении предусматривается комплекс мер по содействию представительству авиакомпании в осуществлении его деятельности. Такое содействие может включать предоставление помещений для агентств в городе, в аэропорту, а также квартир для работников представительства.

Генеральный агент, по мере своих возможностей, действует в соответствии с инструкциями АК, насколько они не противоречат законам и правилам, действующим в стране генерального агента. Если инструкции отсутствуют, обслуживание предоставляется в соответствии с международной практикой и процедурами, разработанными ИАТА.

В отношении качества обслуживания действует принцип "наибольшего благоприятствования" - оно не может быть ниже, чем качество обслуживания, предоставляемое в данном пункте другому авиапредприятию, включая самого генерального агента. В тех странах, где АКимеет право самостоятельной коммерческой деятельности, она осуществляет ее в тесном сотрудничестве с генеральным агентом и при его содействии.

Генеральный агент не может изменять или отменять правила, расписание или тарифы АК и несет ответственность за их соблюдение своими агентами.

За продажу перевозок на линии АК на территории генерального агента ему или его агентам, наряду с обычными комиссионными, предусмотренными соглашением "Интерлайн", выплачиваются сверхкомиссионные (3% - по пассажирским перевозкам и 2,5% -по грузовым).

Соглашение предусматривает возмещение наличных расходов генерального агента, связанных с предоставляемым им обслуживанием: оплату пошлин, налогов, расходов по рекламе и др. Рассмотрение претензий и споров, а также расчеты осуществляются в соответствии с условиями соглашения "Интерлайн".

— один из видов соглашения между перевозчиками, о признании перевозочной документации одного авиаперевозчика другим. Это значит, что после заключения интерлайн-соглашения, каждый интерлайн-партнер имеет право оформлять документы на своих бланках, и он и будут признаны другим интерлайн-партнером, это касается любых перевозок и маршрутов (регулярные внутренние, международные, трансферные).

Интерлайн-партнерство — самый распространенный и простой вид сотрудничества в мире между авиакомпаниями, независимо от страны компании.

В стандартном соглашении об коммерческом интерлайн-сотрудничестве четко определяются взаимные услуги, в частности условия оформления, продажи и взаимного признания документов для перевозки пассажиров и грузов. Это касается:

  • авиабилетов;
  • квитанций сверхнормативного багажа;
  • авиагрузовых накладных;
  • ордеров различных сборов и другое.

Зачем это нужно и кому это выгодно?

Что такое Code-share

Совместное использование рейса при определенных обстоятельствах может означать и разделение его на две части: Например, пассажиру нужно добраться из условного пункта A до пункта C и он приобретает билет у определенной авиакомпании. Если эта компания в одиночку не может выполнить рейс – она доставляет пассажира до промежуточного пункта B, где пересаживает на рейс компании-партнера по соглашению о код-шеринге.

Компания на этом существенно экономит, т.к. не несет потерь из-за возможной нехватки пассажиров на маршруте, также сокращается большое количество рейсов при сохранении стабильной частоты перелетов за счет компаний-партнеров. Так авиаперевозчик расширяет свою маршрутную сеть, используя условные сегменты, по которым сам он формально не летает, но может перевозить людей.

Для пассажира же это будет выглядеть как обычный пересадочный рейс, так как он летит по единому билету. Казалось бы, человек мог приобрести два билета у разных авиакомпаний и лететь сначала из пункта A до пункта B, а затем из пункта B до пункта C, но в этом случае вторая компания не владела бы о нем дополнительной информацией.

Пассажиру это выгодно еще и в том случае, если он долгое время пользуется услугами какой-то одной авиакомпании, участвует в ее различных программах лояльности и копит «мили». Все бонусы учитываются и продолжают накапливаться, так как формально пассажир не меняет перевозчика.

К слову, ответственность за комфорт пассажира на борту, отношение к нему персонала и т.п., берут на себя все авиакомпании, между которыми заключен договор о код-шеринге.

Все больше и больше рейсов сейчас выполняются под двумя и больше кодами авиакомпаний. Бояться код-шеринга пассажирам не стоит уж точно, а лучше выделить для себя ряд преимуществ этого соглашения и летать с удовольствием.



Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass