Шереметьево (аэропорт) - это... Что такое Шереметьево (аэропорт)?

История

Инициатором создания «Шереметьево» считается Н. С. Хрущев. По свидетельствам современников, он настолько был поражен размахом аэропорта «Хитроу» в Лондоне, где пребывал с государственным визитом, что прилетев обратно в СССР, выйдя из самолета на аэродроме ВВС СССР, оглядел пустырь и сказал: «Пора бы и у нас построить такой аэропорт»[5].

1 июля 1960 года в аэропорт Шереметьево была переведена из Внуково международная авиагруппа, таким образом аэропорт получил статус международного. Располагая самолётами типов: Ту-104, Ил-14 и Ил-18, «Аэрофлот» выполнял из Шереметьево рейсы в 23 зарубежных государства. За первый год работы аэропорт обслужил 50 тысяч пассажиров и 3 тысячи тонн почты и грузов.

С 1961 года из Шереметьево выполнялись специальные, чартерные и регулярные рейсы на Кубу, в США, в Канаду, Мексику, Аргентину и Австралию. 11 декабря1964 года на базе международной авиагруппы было создано транспортное управление международных воздушных линий, в состав которого вошли воздушные суда для обслуживания международных перевозок из аэропорта Шереметьево. К тому времени аэропорт одновременно принимал рейсы 20 зарубежных авиакомпаний.

Внешние изображения
Схема аэропорта Шереметьево
В том же году был введен в эксплуатацию аэровокзал Шереметьево-1. Это сооружение по своей оригинальности стало в свое время лучшим из отечественных сооружений подобного типа. Архитектурной доминантой явилось посадочное здание, которое в народе получило название «рюмка» и ставшее изюминкой в облике Международного аэропорта Шереметьево на долгие годы.

К 1970 году аэропорт Шереметьево являлся самым крупным в СССР. За год аэропорт обслуживал более 1 млн пассажиров, рейсы 60 авиакомпаний мира. В преддверии проведения Московской Олимпиады, 17 ноября1977 года был заложен первый камень в основание нового аэровокзала Шереметьево-2, расположенного на месте старого терминала международных авиалиний. Весной 1980 года он был введен в эксплуатацию.

В 1985 году аэропорт Шереметьево обслужил 3,5 млн пассажиров. Регулярные полеты в зарубежный страны выполнялись по 172 маршрутам в 122 пункта 97 стран мира. В этом же году был введён в эксплуатацию международный грузовой аэровокзал с пропускной способностью до 150 тысяч тонн различных грузов.

К осени 2007 года в Международный аэропорт Шереметьево на регулярной основе совершают полеты более 70 авиакомпаний. Через шереметьевские терминалы проходят более 15 млн пассажиров в год. Это пятая часть общего количества пассажиров, отправленных из аэропортов Российской Федерации.

В первой половине 2000-х годов в Шереметьево начали ощущаться проблемы, связанные с нехваткой пропускной способности из-за повышения стандартов безопасности и очень неудобными средствами сообщения аэропорта с Москвой. Эти проблемы призвано решить строительство двух новых терминалов и железнодорожного сообщения до Савёловского вокзала (действует с 10 июня2008 года) и Белорусского вокзала (действует с 2009 года).

В марте2007 года открылся новый терминал C. Осенью 2008 года в здании терминала C открылась православная часовня.

В Международном аэропорту «Шереметьево» впервые в России установлена и успешно функционирует трехуровневая система автоматического досмотра багажа, в которой используются интроскопы последнего поколения MVT и многофункциональный томограф Examiner. В рамках обеспечения высокого уровня безопасности на входах в терминальные комплексы аэропорта действуют пункты досмотра пассажиров и посетителей.

В целях профилактики авиационных происшествий и предупреждения актов незаконного вмешательства в «Шереметьево» также действуют такие системы безопасности, как:

  • просвечивание багажа и ручной клади;
  • интегрированная система видеонаблюдения;
  • профайлинг (метод психологического тестирования);
  • работа кинологической службы.
На начало 2009 года Международный аэропорт «Шереметьево» — крупнейший российский аэропорт в части обеспечения регулярных международных перевозок (на его долю приходится более 60 % рынка).

«Шереметьево» сотрудничает с авиакомпаниями, представляющие альянсы Sky Team, Oneworld, Star Alliance. К 2015 году «Шереметьево» намерен стать лучшим аэропортом — хабом в Европе по качеству обслуживания пассажиров. Ожидается, что к 2015 году аэропорт будет обслуживать 35 млн пассажиров в год. Система менеджмента качества аэропорта сертифицирована по стандарту ISO 9001:2000.

Шереметьево-3

Терминал D

«Аэрофлот» пытался реализовать проект нового терминала под пилотным названием Шереметьево-3 начиная с января 2001 года. Однако строительство началось только в сентябре 2005 года, когда окончательно стало ясно, что дальше медлить нельзя: Шереметьево впервые начало уступать по количеству пассажиров быстро развивающемуся конкуренту Домодедово, и к нему из Шереметьево ушли два крупных международных авиаперевозчика British Airways и SWISS.

Строительство собственного терминала для «Аэрофлота» является одним из условий вступления авиаперевозчика в SkyTeam Alliance — союз авиакомпаний Aeromexico, Air France, KLM, Alitalia, Continental Airlines, CSA, Delta, Korean Air, Northwest, China Southern. По проекту площадь нового терминала должна составить 172 000 кв.

15 ноября2009 года в 9:15 утра первый рейс из терминала D (новое официальное название Шереметьево-3) торжественно отправился в Сочи.[8].

После завершения перевода части рейсов на новый терминал суммарная пропускная способность аэропорта достигнет (по подсчётам некоторых экспертов) 15 млн пассажиров в год.

Транспортное сообщение с Москвой [9]

От (From)До (To)---><---
Белорусский, Савёловский вокзалSVO Fаэроэкспресс; с первого этажа терминала аэроэкспресса в SVO F ходит бесплатный автобус до терминалов SVO B, SVO C (интервал 15-20 минут)
Савёловское направлениеSVO B, SVO Cпоезд до Лобни (включая экспресс с Савёловского Вокзала), далее авт 21 расписание (интервал: с багажом 10 мин, маршрутки — чаще)
Ленинградское направление (платформа Планерная)SVO B, SVO C, SVO F, SVO D851 (*->B->F->D)817 (D->F->B->*)
метро Речной ВокзалSVO B, SVO C, SVO F, SVO D851, 851Э (*->B->F->D)851, 851Э (B->F->D->*)
метро ПланернаяSVO B, SVO C, SVO F, SVO D817 (*->F->D->B)817 (D->F->B->*)
В рамках проекта Шереметьево-3 10 июня 2008 года было начато прямое пассажирское сообщение «Аэроэкспресс» между Савёловским вокзалом Москвы и аэропортом Шереметьево. Железнодорожная станция находится в зоне Терминала 2. Теперь пассажиры могут добраться от Москвы до Шереметьево всего за 35 минут. При вылете в терминале «Савёловский-Шереметьево» можно пройти регистрацию и оформить багаж для последующей его транспортировки в Шереметьево. Отправляется «Аэроэкспресс» каждые пятнадцать минут.

C 28 августа2009 года поезда ходят от Белорусского вокзала столицы[10][11]. Строительство железнодорожной ветки обошлось в 4,2 млрд руб., железнодорожного терминала рядом с Шереметьево-2 — примерно в 125 млн $. Для обслуживания линии у «Трансмашхолдинга» было закуплено четыре новых электропоезда стоимостью 250 млн руб. каждый.[12]

Кроме того, планируется строительство линии скоростной транспортной системы к Шереметьево-3 от комплекса «Москва-Сити».

От станций метро «Речной вокзал» и «Планерная» до аэропорта ходят автобусы (№ 851С экспресс, 817, 851) и маршрутные такси (№ 48, 49М, 200М). От железнодорожной станции Лобня до терминалов 1 и C можно доехать на автобусе или маршрутном такси № 21. Конечная остановка этого маршрута находится на расстоянии около 200 м от входа в зону вылета терминала 1, и около 400 м от входа в терминал C.

На этой остановке останавливаются также маршруты № 38 (ст. Долгопрудная — ст. Лобня), № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 48 (ст. Лобня — Дубровки). До терминала 2 можно добраться на автобусах маршрутов № 41 (ст. Химки — ст. Лобня, 4 раза в день), № 43 (ст. Химки — Ивакино, 6 раз в день).

Подъехать к аэропорту на автомобиле можно либо от Ленинградского шоссе по Международному или Шереметьевскому шоссе, либо от Дмитровского шоссе. Вокруг аэропорта оборудовано более 10 платных парковок. Цены на парковку варьируются от 150 до 1200 рублей в сутки в зависимости от расположения. У некоторых парковок действует услуга по доставке до требуемого терминала и встрече по прилету.

Парковка около нового терминала D по состоянию на март 2010 года бесплатная.

Так как терминалы 1 и С находятся в северной части аэропорта, а пункт прибытия аэроэкспрессов и терминалы 2 и 3 находятся в южной, то возникает необходимость добраться от одного терминала до другого. Это можно сделать на маршрутке или автобусе. Для пассажиров Аэроэкспресса до терминалов курсируют бесплатные автобусы.

Гостиницы

  • «Парк Инн Аэропорт Шереметьево, Москва», «Новотель Шереметьево-2», капсульный отель «Воздушный экспресс», «Профилакторий», «Кора-вип», «Марриотт», «Атланта Шереметьево»

Шереметьево-1

Технические данные

Аэродром Шереметьево — первого класса, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов как отечественного, так и иностранного производства. В 2002 году аэропорту присвоена III А категория ИКАО, позволяющая обеспечивать полеты воздушных судов без ограничения по высоте и при дальности видимости на взлётно-посадочной полосе (ВПП) не менее 200 метров. Аэропорт располагает двумя параллельными ВПП (длиной 3550 и 3700 м) с цементобетоновым и армобетонным покрытием соответственно.

В Терминале Шереметьево-1 и в Терминале С действует Центр деловой авиации, обслуживающий пассажиров рейсов бизнес-авиации. Для обслуживания пассажирских авиаперевозок на международных и внутренних воздушных линиях в секторе Ш-1 имеется аэровокзальный комплекс пропускной способностью 1400 пасс./час, включающий в себя здание аэровокзала, посадочный павильон и павильон прибытия, а также привокзальную площадь и новый терминал С.

Четырехуровневый терминал С международного класса обслуживает 5 млн человек в год или 1 500 пассажиров в час. В новом международном аэровокзальном комплексе установлены 30 стоек регистрации, 36 кабин паспортного контроля, трехуровневая автоматическая система досмотра багажа, автоматическая система сортировки багажа.

В секторе Шереметьево-2 имеются девятнадцать стоянок, оборудованных телескопическими трапами. К услугам пассажиров международных авиалиний аэровокзал, способный пропустить 2100 пассажиров в час, гостиница «Новотель» на 488 мест класса «4 звезды», а также гостиница «Парк Инн Аэропорт Шереметьево» на 247 мест «3 звезды».

Показатели деятельности

Пассажирооборот всех терминалов аэропорта «Шереметьево» в 2009 году составил 14,76 млн человек (в 2008 году — 15,21 млн)[13][14][15].

В 2008 году выручка ОАО "Международный аэропорт «Шереметьево» составила 7,217 млрд руб. (без учета дочерних компаний), что на 15 % превышает аналогичный показатель 2007 года. Чистая прибыль — 561 млн рублей. Операционная прибыль — 1,603 млрд (рост на 21 %). Выручка от авиационной коммерческой деятельности за 2008 — 4,663 млрд руб. (выросла на 6 %). За 2008 год выручка от неавиационной коммерческой деятельности — 2,554 млрд руб. (рост 37 %).[16]

Перевозчики и пункты назначения

Аэровокзал Шереметьево обладает общей пропускной способностью до 3500 пассажиров в час. На страны дальнего зарубежья (по состоянию на август 2008 года) приходится около половины всех рейсов, на страны СНГ — 6 %.

Около 70 % всех рейсов выполняет Аэрофлот и его дочерние предприятия, на их долю приходится более 80 % внутрироссийских и две трети международных рейсов. Крупнейшим оператором после «Аэрофлота» являются ГТК «Россия» (5 % рейсов, все в Санкт-Петербург). Остальные компании представлены крупными национальными авиаперевозчиками, обслуживающими одно или несколько международных направлений, а также некоторыми российскими авиакомпаниями.

АвиакопанииНазначенияTerminal
АвиановаАрхангельск [с 25 мая 2010], Астрахань, Волгоград [с 24 мая 2010 года], Геленджик [с 24 мая 2010 года], Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижнекамск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Ульяновск, УфаB
БелавиаМинскB
Уральские авиалинииЕкатеринбургB
АэроСвитДнепропетровск, Донецк, Киев, Одесса, СимферопольC
ДонбассаэроКиевC
Air AlgérieАлжирC
Ariana Afghan AirlinesКабулC
ArmaviaЕреванC
Blue WingsДюссельдорф, Карлсруэ, Лейпциг, МюнстерC
Nordwind AirlinesАнталья, Гоа, Монастир, Хургада, Шарм-эль-ШейхC
WindRoseКиев, Львов [с 20 мая 2010] [17], Харьков [с 20 мая 2010] [18]C
Аэрофлот-Российские авиалинииАстрахань, Барнаул,Владивосток, Волгоград, Геленджик [с 29 мая 2010 года], Екатеринбург, Иркутск, Калининград, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Магадан, Нижневартовск, Новосибирск, Норильск [со 2 июня 2010], Омск, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Тюмень, Уфа, Хабаровск, Южно-СахалинскD
Аэрофлот-Российские авиалинииАнталья, Афины, Баку, Барселона, Берлин, Братислава, Брюссель, Гамбург, Ганновер, Дрезден, Дубай, Дюссельдорф, Женева, Загреб, Зальцбург [сезонный], Инсбрук [сезонный], Ираклион, Ларнака, Лондон, Мадрид, Малага, Милан, Мюнхен, Париж, Рим, Симферополь, Стамбул, Токио, Улан-Батор, Ханой, Франкфурт-на-Майне, Цюрих, ЭйлатD
ГТК РоссияСанкт-ПетербургD
ДонавиаВолгоград, Минеральные Воды, Нерюнгри, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Сургут, УфаD
НордавиаАнапа, Апатиты, Архангельск, Астрахань, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Мурманск, Нарьян-Мар, Новосибирск, Омск, Сыктывкар, ЧелябинскD
НордавиаСимферопольD
Аэрофлот-Российские авиалинииАмстердам, Бангкок, Бейрут, Белград, Бишкек, Будапешт, Бухарест, Варшава, Вашингтон, Вена, Венеция, Гавана, Гонконг, Дамаск, Дели, Джидда [приостановлен с 28 марта 2009], Ереван, Каир, Карловы Вары, Киев, Копенгаген, Лос-Анджелес, Луанда, Ницца, Нью-Йорк, Осло, Париж, Пекин, Прага, Рига, Рим, Сеул, София, Сплит, Стокгольм, Ташкент, Тегеран, Хельсинки, Хургада, Шарм-эль-Шейх, ШанхайF
ТрансаэроАнталья, Ираклион, Тель-Авив, Хургада, Шарм-эль-ШейхF
Adria AirwaysЛюблянаF
Air AstanaАлма-Ата, АстанаE (с 30.04.2010)
airBalticРигаF
Air ChinaПекинF
Air FranceПарижF
Air KoryoПхеньян [сезонный]F
Air MaltaМальтаF
AlitaliaМилан, Рим, ТуринF
Bulgaria AirБургас, Варна, СофияF
China Eastern AirlinesШанхайF
China Southern AirlinesУрумчиF
Czech AirlinesКарловы Вары, ПрагаF
Cyprus AirwaysЛарнакаF
Delta Air LinesАтланта [с 3 июня 2010], Нью-ЙоркF
Estonian AirТаллинF
FinnairХельсинкиF
Hainan AirlinesПекинF
Hong Kong AirlinesГонконг [с 23 июня 2010 года]F
Iran AirТегеранF
Jat AirwaysБелградF
KLMАмстердамF
Korean AirСеулF
LOT Polish AirlinesВаршаваF
Malév Hungarian AirlinesБудапештF
MIAT Mongolian AirlinesБерлин, Улан-БаторF
SASКопенгаген, СтокгольмF
Turkish AirlinesАнталья, Бодрум [с 12 мая 2010], СтамбулF

Происшествия и катастрофы

В аэропорту Шереметьево имели место некоторые происшествия и катастрофы[19], в частности:

  • 26 сентября 1960 года самолёт Vickers Viscount OE-LAF компании Austrian Airlines разбился, не долетев 11 километров до взлётно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Из 37 человек на борту погиб 31 человек.[20]
  • 27 ноября 1972 года самолёт Douglas DC-8-62 компании Japan Airlinesразбился во время начального подъёма в Шереметьево. Погибли 9 из 14 членов команды и 52 из 62 пассажиров, в общей сложности 61 из 76 человек.[21]
  • 6 июля 1982 года самолёт Ил-62, следующий рейсом 411 компании Аэрофлот разбился при взлёте, погибли все 90 человек на борту.[22]
  • 28 июля 2002 года самолёт Ил-86 компании Пулково без пассажиров на борту и с 16 членами команды упал на лес, разрушился и сгорел вскоре после взлёта. Выжили две бортпроводницы, находившиеся в момент катастрофы в хвостовой части самолёта.[23]

Ссылки



Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass