Электронный авиабилет где указан ндс

Минфин России: НДС в авиабилете зависит от авиакомпании и направления перелета

Обращаем Ваше внимание, что при регистрации билета в книге покупок следует учитывать, что в маршрут-квитанции электронного пассажирского билета не предусмотрено указание ИНН перевозчика или агентства, оформившего билет. Поэтому в книге покупок в графе 5 приводятся наименование и (или) код перевозчика, а в графах 5а (ИНН продавца) и 5б (КПП продавца) ставятся прочерки (Письмо Минфина России от 29.11.2010 № 03-07-09/52).

Спорные вопросы по авиабилетам

Необходимость отправить работника в командировку возникает у многих организаций. Одной из самых значительных статей командировочных расходов являются расходы на оплату проезда работника до места командировки и обратно. Причем для экономии времени командированные обычно используют воздушный транспорт. Поговорим о том, с какими сложностями может столкнуться бухгалтер при учете расходов на авиабилеты.

Однако этим же пунктом определены случаи (они предусмотрены п. п. 3 и 6 — 8 ст. 171 Кодекса), когда вычет осуществляется и на основании иных документов.

Так, в п. 7 ст. 171 НК РФ указаны командировочные расходы, к которым относятся и расходы на приобретение авиабилетов (расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно).

Обратимся к абз. 2 п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость <1> (далее — Правила). Им установлено, что при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (или их копии) с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.

Исходя из этого требования фискальные органы разъясняют, что основанием для вычета сумм НДС, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, является сумма налога, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой. Если в билетах, подтверждающих стоимость проезда командированного к месту постоянной работы, нет указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы НДС, такие расходы на основании пп. 12 п. 1 ст.

Добавим, что, если в авиабилете НДС не выделен отдельной строкой, налог нельзя принять к вычету даже в том случае, когда имеется счет-фактура с выделенной суммой НДС, выданный агентством, через которое приобретен билет. Ведь агент, действующий от своего имени, но за счет принципала, не может выставлять от своего имени счет-фактуру, если НДС не был предъявлен принципалом.

На это указано в Письмах Минфина России от 12.10.2010 N 03-07-09/45 и УФНС России по г. Москве от 31.08.2009 N 16-15/090448.1.

НДС, включенный в стоимость услуг агентства, оказывающего услуги, связанные с приобретением билетов, принимается к вычету на общих основаниях вне зависимости от наличия оснований для применения вычета по самому билету. Необходимым остается лишь условие об использовании билета (услуг по перевозке) в деятельности, облагаемой НДС.

Пример 1. ООО "Альфа" приобрело для своего работника авиабилет, воспользовавшись услугами агентства — ООО "Гамма". Стоимость билета — 10 000 руб., НДС в билете не выделен. В то же время ООО "Гамма" выставило счет-фактуру, в котором указало стоимость билета — 10 000 руб., в том числе НДС (18%) 1525,42 руб., и стоимость своих услуг — 590 руб., в т.ч. НДС (18%) 90 руб. Командировка связана с осуществлением операций, признаваемых объектом обложения НДС.

В рассматриваемой ситуации ООО "Альфа" имеет право принять к вычету только 90 руб. налога, предъявленного по услугам ООО "Гамма". Вычет НДС в части стоимости билета невозможен, так как сумма НДС в билете не выделена. При этом в составе расходов ООО "Альфа" учтет полную стоимость перелета — 10 000 руб.

Электронный билет при авиаперевозке

Согласно п. п. 1, 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет относится к перевозочным документам, используемым при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, который может быть оформлен в электронном виде.

Формы билета, а также выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта (п. 4 ст. 105 ВК РФ).

При авиаперевозках электронный пассажирский билет и багажная квитанция — это документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в которых информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме (п. 1 Приложения к Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134).

Электронный билет авиаперевозок имеет определенную структуру, включающую полетный, контрольный, агентский купон и маршрут/квитанцию (выписку из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок). Обязательными из перечисленных являются полетный купон и маршрут/квитанция. Маршрут/квитанция включает различные сведения, но стоимостную характеристику имеют только тариф и итоговая стоимость перевозки.

Международные системы бронирования авиабилетов

Согласно п. 2 Приказа Минтранса России N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Таким образом, маршрут/квитанция наиболее важная часть электронного билета. Она оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру.

Сам же электронный билет формируется с использованием автоматизированной системы, поэтому необходимым в нем является еще один реквизит — уникальный номер электронного билета.

Правовые основы

Авиабилет — это перевозочный документ, который удостоверяет заключение договора перевозки пассажира воздушным транспортом и содержит условия такой перевозки (п. п. 1 — 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ). Согласно п. 4 ст. 105 названного Кодекса форму билета утверждает Минтранс России. Оформляют авиабилет как в традиционном, бумажном, так и в электронном виде (п. 3 ст. 105 Воздушного кодекса РФ).

В настоящее время действуют два Приказа Минтранса России, определяющие форму авиабилета:

  • от 29.01.2008 N 15 "Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации";
  • от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" (в ред. от 18.05.2010).

Распечатка электронного авиабилета на бумажном носителе (маршрут/квитанция) исходя из п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 признается документом строгой отчетности.

Пассажир может отказаться от полета. Если это произошло более чем за сутки до полета, деньги за билет возвращаются полностью, а если позже — авиакомпании удерживают сбор в размере не более 25% стоимости билета на основании ст. 108 Воздушного кодекса РФ.

Покупка электронного билета работником за наличный расчет на пассажирском транспорте

«при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет… непосредственно населению… требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы».

В самом Налоговом кодексе не уточняется, какие именно иные документы могут заменить счет-фактуру по командировочным расходам.

При этом согласно п. 18 Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности с выделенной отдельной строкой суммой НДС.

Порядок заполнения бланков строгой отчетности утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359, согласно п. 5 которого федеральные органы исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями, утверждают указанные формы бланков документов для осуществления наличных денежных расчетов.

Во исполнение Постановления Правительства N 359 Минтранс России своим Приказом от 08.11.2006 N 134 утвердил Форму электронного пассажирского билета в гражданской авиации. Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 маршрут/квитанция электронного пассажирского билета является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

— произведены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС;

— учитываются в составе командировочных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

— их оплата подтверждается документом строгой отчетности, в котором НДС выделен отдельной строкой.

то, при приобретении услуг по воздушной перевозке для целей служебной командировки, оформленных в бездокументарной форме (электронный билет), при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет, к вычету принимается сумма налога, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе.

Аналогичный вывод изложен в Письмах Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-11/393, от 12.01.2011 N 03-07-11/07.

При этом следует отметить, что факт приобретения билета за наличный расчет должен следовать из самого бланка маршрут/квитанции: обязательным реквизитом этого документа является поле «Форма оплаты», которое должно быть заполнено пометкой «НАЛ».

Налоговый кодекс часть 1

Таким образом, маршрут/квитанция электронного билета с выделенной в ней суммой НДС (оформленная в соответствии с Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134) является достаточным основанием для применения налогового вычета в случае приобретения авиаперевозки работником предприятия за наличный расчет или посредством платежной карты.

Формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте утверждены Приказом Минтранса России от 21.08.2012 N 322 (далее — Приказ N 322).

Согласно п. 2 Приказа контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Поэтому обоснование применения вычета по электронному билету на пассажирском транспорте аналогично ситуации, связанной с покупкой электронного авиабилета.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что если в электронном пассажирском билете, распечатанном на бумажном носителе, сумма НДС выделена отдельной строкой, то вычет налога правомерен.

При этом контрольный купон (выписка из автоматизированной системы) с выделенной отдельной строкой суммой НДС регистрируются в книге покупок и являются основанием для принятия этой суммы НДС к вычету.

Бухгалтерский учет

При покупке авиабилета возможны две ситуации. Первая: командированный сотрудник может сам приобрести билет, а компания компенсирует ему эти расходы. Вторая: билет покупает организация (с оплатой наличными или, что чаще, по безналичному расчету). Рассмотрим особенности учета в обеих ситуациях.

Билет покупает сотрудник. Этот случай наиболее простой: работодатель узнает о приобретении билета и его точной стоимости только в момент утверждения авансового отчета.

Пример 2. ООО "Бета", которое занимается оптовой торговлей, направило работника И.И. Иванова в служебную командировку и выдало 20 000 руб. в качестве аванса (под отчет). По возвращении из командировки Иванов представил авансовый отчет, в котором указал следующие расходы:

  • расходы на приобретение авиабилета — 11 800 руб., в т.ч. НДС 1800 руб. (выделен в билете отдельной строкой);
  • иные расходы, возмещаемые работнику, — 9200 руб. (без НДС).
Итого командировочных расходов по отчету — 21 000 руб. (перерасход составил 1000 руб.).

Авансовый отчет утвержден руководителем ООО "Бета", сумма перерасхода выдана Иванову в день утверждения отчета.

Дебет 71 Кредит 50

  • 20 000 руб. — выданы И.И. Иванову под отчет из кассы денежные средства.

Дебет 44 Кредит 71

  • 10 000 руб. — отражены расходы на проезд в командировку И.И. Иванова (без НДС);

Дебет 19 Кредит 71

  • 1800 руб. — выделен НДС по расходам на проезд в командировку;
Дебет 44 Кредит 71
  • 9200 руб. — отражены прочие расходы, возмещаемые работнику;

Дебет 68 Кредит 19

  • 1800 руб. — НДС, включенный в стоимость авиабилета, принят к вычету;

Дебет 71 Кредит 50

  • 1000 руб. — работнику возмещен перерасход по командировочным расходам.
Билет покупает организация. В этом случае сначала нужно оприходовать билет. Он отражается в качестве денежного документа на счете 50 "Касса", субсчет 50-3 "Денежные документы" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций <1>).

Операции с денежными документами не отражаются в кассовой книге организации, так как речь не идет о наличных денежных средствах.

Унифицированные формы первичной учетной документации для операций с денежными документами также не утверждены. Поэтому на практике организации разрабатывают собственные формы документов (регистров), в которых фиксируют движение денежных документов, например журнал учета движения денежных документов.

К сожалению, в нормативных документах и разъяснениях чиновников не указано, в какой именно оценке — с НДС или без него — авиабилет должен отражаться в составе денежных документов. На наш взгляд, для удобства учета корректнее отражать билет в полной сумме, включающей НДС. В этом случае налог будет выделен (отражен на счете 19) только при утверждении авансового отчета, что исключит возможность досрочного применения вычета НДС.

Дополнительно отметим, что стоимость услуг агентства, через которое приобретены авиабилеты, можно отнести на расходы в момент получения билетов, так как именно в этот момент услуги агентства оказаны полностью. В этот же момент можно применить и вычет НДС.

Пример 3. ЗАО "Дельта" направило заместителя генерального директора П.П. Петрова в служебную командировку для заключения контракта и выдало 15 000 руб. в качестве аванса (под отчет). Кроме того, для Петрова приобретен авиабилет стоимостью 17 700 руб.
электронный билет в авансовом отчете

(в т.ч. НДС 2700 руб.); стоимость услуг агентства ООО "Икс", через которое приобретен билет, — 1180 руб., в том числе НДС 180 руб. По возвращении из командировки Петров представил авансовый отчет, к которому помимо использованного авиабилета приложил документы, подтверждающие возмещаемые ему расходы в сумме 13 400 руб.

Дебет 50-3 Кредит 60

  • 17 700 руб. — получен авиабилет;
Дебет 26 Кредит 60
  • 1000 руб. — отражена стоимость услуг агентства (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60

  • 180 руб. — выделен НДС по услугам агента;

Дебет 68 Кредит 19

  • 180 руб. — НДС по услугам агентства принят к вычету;

Дебет 60 Кредит 51

  • 18 880 руб. — оплачены билет и услуги агентства.

Дебет 71 Кредит 50

  • 15 000 руб. — П.П. Петрову выданы из кассы денежные средства под отчет;

Дебет 71 Кредит 50-3

  • 17 700 руб. — подотчетному лицу выдан авиабилет.
Дебет 26 Кредит 71
  • 15 000 руб. — отражены расходы на проезд в командировку (без НДС);

Дебет 19 Кредит 71

  • 2700 руб. — выделен НДС по расходам на проезд;

Дебет 44 Кредит 71

  • 13 400 руб. — отражены прочие расходы, возмещаемые работнику;

Дебет 68 Кредит 19

  • 2700 руб. — НДС, включенный в стоимость авиабилета, принят к вычету;

Дебет 50 Кредит 71

  • 1600 руб. — внесена в кассу неиспользованная сумма аванса.

Билет на иностранном языке

Нередко авиабилет, особенно в электронной форме, составляется на иностранном языке. Но документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке (п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации <1>). Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Руководствуясь этими нормами, Минфин России сделал вывод о необходимости построчного перевода билета, составленного на иностранном языке, на русский язык (Письма от 24.03.2010 N 03-03-07/6, от 22.03.2010 N 03-03-06/1/168, от 22.03.2010 N 03-03-05/57 и др.).

Налоговики придерживаются иной точки зрения. ФНС России в Письме от 26.04.2010 N ШС-37-3/656@ указала, что авиабилеты, в том числе и электронные, имеют унифицированную международную форму. Фамилия, имя пассажира записываются в билет набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы.

Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора. А наименования реквизитов электронного билета, указанные на английском языке, совпадают с наименованием аналогичных реквизитов, указанных в Форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной Приказом Минтранса России от 29.01.2008 N 15. Поэтому, как считают налоговики, не обязательно делать построчный перевод билета на русский язык.

Несмотря на такие благоприятные для налогоплательщиков разъяснения, на наш взгляд, лучше подстраховаться и сделать перевод авиабилета. Ведь Письмо ФНС России не является нормативным правовым актом и не обязательно для применения. А перевод может выполнить и работник организации, стороннего специалиста привлекать для этого не обязательно (Письма Минфина России от 22.03.

2010 N 03-03-06/1/168, от 26.03.2010 N 03-08-05/1 и др.). Причем переводить информацию, не имеющую существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условия применения тарифа, правила авиаперевозки, правила перевозки багажа, иную информацию), не нужно (см., например, Письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-07/6).

И.Невский

К. э. н.,

аттестованный аудитор

2018-04-2323.04.2018 14:01

Обложение НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования по территории Российской Федерации в дальнем сообщении производится по ставке 0 процентов. К остальным сборам и сервисным услугам, в том числе к услугам за предоставление постельных принадлежностей и питания, применяется ставка НДС 18%.

Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.

Первичные учетные документы, составленные на иностранных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.

Поскольку исключений для электронных авиабилетов или иных замещающих их первичных документов, реквизиты которых составлены на иностранном языке, в законодательстве Российской Федерации не содержится, в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на иностранном языке реквизиты, необходимые для применения вычета по налогу на добавленную стоимость, должны быть переведены на русский язык.

При этом перевод иной информации, не относящейся к применению вычета налога на добавленную стоимость (например: правил перевозки багажа, условий применения тарифа), не требуется (Письмо Минфина РФ от 01.10.2013 N 03-07-15/40623, от 10.04.2013 N 03-07-11/11867).

Таким образом, электронные билеты на иностранном языке должны иметь перевод, в том числе для целей подтверждения налогового вычета по НДС.

Пример

Работнику выдан под отчет аванс на командировочные расходы в сумме 50 000 руб.

Вернувшись из командировки, работник представил авансовый отчет с приложением подтверждающих документов, в частности авиабилетов, согласно которым стоимость перелета к месту командировки составила 10 620 руб. (в том числе НДС 1 620 руб.), от места командировки к месту постоянной работы – 10 030 руб.

Авансовый отчет работника утвержден руководителем организации в полной сумме.

Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см.

письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@).

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.

2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном.

Для целей налогообложения прибыли расходы на приобретение авиабилета, то есть расходы на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, включаются в состав командировочных расходов, признаваемых прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы не нормируются и признаются в налоговом учете в размере фактически осуществленных затрат.

В то же время необходимо соблюдать общее правило, установленное п. 1 ст. 252 НК РФ: расходами признаются только обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Поэтому важно соблюдать порядок подтверждения расходов на авиаперелеты.

Авиабилет, оформленный на бумажном носителе, является достаточным документальным подтверждением осуществленных расходов.

Электронный билет: как подтвердить расходы

В случае приобретения авиабилета в бездокументарной форме для подтверждения расходов потребуется маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-07/20, от 01.02.2011 N 03-03-07/1 и др.).

Маршрут/квитанция, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок, — это документ строгой отчетности. Поэтому с ее помощью можно подтвердить расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения.

Напомним, что до вступления в силу Приказа Минтранса России от 18.05.2010 N 117 (до 4 июля 2010 г.) маршрут/квитанция не являлась документом строгой отчетности. Поэтому для подтверждения расходов на приобретение билета требовался также чек ККТ или бланк строгой отчетности, подтверждающий фактическую уплату денежных средств (Письма Минфина России от 04.02.2009 N 03-03-07/3, УФНС России по г. Москве от 03.11.2009 N 16-15/115214 и др.).

Посадочный талон подтвердит, что перелет подотчетного лица действительно состоялся по указанному в электронном билете маршруту (Письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-07/20, от 01.02.2011 N 03-03-07/1, от 13.12.2010 N 03-03-06/4/123, от 01.07.2010 N 03-03-07/23 и др.).

На практике командированные не всегда сохраняют посадочные талоны. Если такого талона нет, этот факт не является непреодолимым препятствием для признания расходов в налоговом учете. Как считают в Минфине России, в этом случае можно обосновать расходы косвенно. Например, документами, подтверждающими направление работника в командировку и его проживание (пребывание) в месте командировки, — отметками в заграничном паспорте, счетами гостиниц и т.п.

О праве на вычет «входного» НДС со стоимости билетов

При этом указанная ставка выделяется в билете отдельной строкой.Таким образом, на проездных документах при перевозках пассажиров железнодорожным транспортом дальнего следования, сумма налога отражается в разрезе ставок НДС: — по ставке НДС 0 процентов в отношении билетной и плацкартной составляющим стоимости проездного или перевозочного документа;

— по ставке НДС 18 процентов в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг (включая пользование постельными принадлежностями и питание).В письме Минфина России от 06.10.2016 № 03-07-11/58108 отмечается, что выделенные в железнодорожном билете суммы оплаты сервисных услуг (питания) не учитываются в расходах при налогообложении прибыли, а следовательно, НДС по ним к вычету не принимается.

При этом в случае, если в билете цена дополнительных сервисных услуг не выделена отдельно, то она формирует единую стоимость проезда по железной дороге. И поэтому для целей налога на прибыль организация вправе включить в состав командировочных расходов всю стоимость билета вместе с дополнительными услугами.

Однако в отношении НДС чиновники отметили, что "сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, вычету не подлежит". Таким образом, по мнению чиновников, в том случае, если стоимость дополнительных сборов и сервисных услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, то НДС по ставке 18%, выделенный отдельно в железнодорожном билете, вычету не подлежит.

Конечно же налогоплательщик вправе предъявить сумму НДС по сервисным услугам (в том числе предоставление питания) к вычету, поскольку перечень командировочных расходов не является исчерпывающим. Кроме того, детализирование сервисных услуг с целью определения стоимости питания и суммы НДС, включенной в эту стоимость, невозможно.

Однако, учитывая правовую позицию контролирующих органов по рассматриваемому вопросу, принятие к вычету сумм НДС, предъявленных в отношении дополнительных сборов и сервисных услуг в случае, если стоимость этих сборов и услуг сформирована с учетом стоимости услуг по предоставлению питания, может повлечь риски возникновения налогового спора.

В бухгалтерском учете не принятая к вычету сумма НДС относится к прочим расходам организации, а для целей налогообложения прибыли не учитывается. В связи с чем в бухгалтерском учете возникают разницы, которые образуют постоянные налоговые обязательства:Дебет 91 Кредит 19 — сумма НДС, не принимаемая к вычету, учтена в составе прочих расходов;Дебет 99 Кредит 68 — отражено постоянное налоговое обязательство.

Ответить



Поделитесь с друзьями!
Vk
Send
Klass